1.
О сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, основных
параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменениях цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих
субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном
секторе, на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
2.
О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения o свободной торговле
между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, c одной
стороны, и Исламской Республикой Иран, c другой стороны»
Законопроект
направлен на завершение внутригосударственных процедур.
3.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального
закона “О национальной платёжной системе„»
Законопроект
направлен, в частности, на уточнение требований к содержанию реквизитов
перевода, указываемых в распоряжении клиента при осуществлении перевода
денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального
закона “О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части
погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении
изменений в статью 132
Федерального закона «Об актах гражданского состояния»„»
Проект закона
направлен на оказание государственной поддержки многодетным семьям в рамках
реализации положений Послания Президента Федеральному Собранию Российской
Федерации от 29 февраля
2024 года.
5.
О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками и Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом
Проект акта
направлен на противодействие нелегальному рынку табачной и никотинсодержащей
продукции.
6.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования сферы производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (в части внесения изменений
в Положение о Федеральной пробирной палате)
Проект акта направлен на совершенствование правового регулирования отрасли драгоценных
металлов и драгоценных камней и уточнение полномочий Федеральной пробирной
палаты в сфере федерального государственного пробирного надзора.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного
кодекса Российской Федерации»
Законопроект
направлен на сокращение инвестиционно-строительного цикла.
8.
О признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства
Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1038 (в части внесения изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации)
Проект акта
направлен на приведение Положения о Минстрое России в соответствие с Федеральным законом от 25 декабря 2023 года №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений„ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части внесения изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации)
Проект акта
направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с реализацией права владельца государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала
при их направлении на улучшение жилищных условий.
10.
О выделении Минстрою России в 2024 году из резервного фонда Правительства
Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях предоставления иного
межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Приморского края на возмещение понесённых бюджетом Приморского края затрат, направленных на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые
помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной
ситуации, обусловленной прохождением комплекса неблагоприятных
метеорологических явлений в августе 2023 года на территории Приморского края
11.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 129 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации»
Законопроектом
предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс положениями,
предусматривающими возможность удовлетворения в порядке искового производства
требований взыскателя алиментов на несовершеннолетних детей за период, за который алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу.
12.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части отнесения задач Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления к компетенции Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды)
13.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части внесения изменений в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию и Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии
Российской Федерации)
Проект
постановления направлен на реализацию положений Федерального закона от 12 декабря
2023 года №76-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах„»,
Федерального закона от 25 декабря 2023 года №656-ФЗ «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации “О недрах„», Федерального закона от 25 декабря 2023 года №77-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах„ и статью 161
Федерального закона “Об охране окружающей
среды„».
14.
О выделении Минтрансу России в 2024 году из резервного фонда Правительства
Российской Федерации бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных
инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности
Российской Федерации «Реконструкция аэропортового комплекса Балаково
(Саратовская область)»
Вопрос о восстановлении аэропорта Балаково проработан Минтрансом России в рамках
поручения Председателя Правительства Михаила Мишустина.
Москва,
22 апреля 2024 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и референтуры является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Министра экономического развития Максима Решетникова о сценарных условиях функционирования экономики, основных параметрах прогноза социально-экономического развития и прогнозируемых изменениях цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2025–2027 годы.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В Послании Федеральному Собранию Президент представил целый комплекс конкретных инициатив по поддержке многодетных семей.
По поручению главы
государства Правительство подготовило соответствующие изменения в действующее
законодательство. Сейчас семьи с тремя и более детьми могут получить 450 тыс.
рублей на погашение ипотеки.
В прошлом году было
предоставлено около 190 тыс. таких выплат.
Теперь мы продлеваем такую
меру ещё на семь лет – для тех,
у кого третий и последующий ребёнок родится до 31 декабря 2030 года. Это
поможет родителям воспользоваться помощью государства для приобретения жилья.
Всего на эти цели
потребуется более 600 млрд рублей дополнительно, в том числе
около 50 млрд рублей в текущем году.
Следующий вопрос нашей
повестки – о поддержке Белгородской
области.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 23 апреля 2024 года
В ходе отчёта Правительства в Государственной
Думе мы подробно говорили об этом. По поручению Президента подготовлен законопроект о распространении на её
территории режима свободной
экономической зоны, в которую войдёт и город Шебекино. Направим
этому российскому субъекту ещё свыше 2
млрд рублей. В первую очередь –
людям, потерявшим жильё, сотрудникам малых и средних предприятий,
индивидуальным предпринимателям.
Средства получат и промышленные
компании для реконструкции,
модернизации и расширения своего
производства, а также приобретения новых
мощностей и, что очень важно, сохранения рабочих мест.
Всего на такие цели в текущем году мы выделим региону более 6
млрд рублей.
Уважаемые коллеги, прошу,
чтобы ведомства, которые отвечают за выделение средств, сделали всё необходимое, чтобы и люди, и компании получили эти
ресурсы без проволочек и быстро.
Теперь к другой теме.
Начинается очередной бюджетный цикл. Сегодня мы
рассмотрим сценарные условия
функционирования российской экономики, а также основные параметры прогноза социально-экономического
развития на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
В следующие три года предстоит решить ряд системных вопросов, прежде всего тех,
о которых Президент говорил в своём послании. Нужно запустить новые национальные проекты, обеспечить продолжение поступательного движения
страны к национальным целям.
Вопреки усиливающемуся давлению российская
экономика уверенно адаптируется к внешним вызовам, трансформируется, исходя из собственных
национальных задач, наращивает внутреннее производство.
В феврале, напомню, рост валового внутреннего продукта ускорился до 7,7%. Расширилось производство в добывающей и обрабатывающей сферах. Укрепляется потребительская активность. Часть процессов мы подробно
обсуждали в рамках прошедших недавно у нас в Координационном центре стратегических сессий, в том числе по формированию экономики предложения.
Такая динамика в целом
положительно отражается и на показателях федерального бюджета. По итогам I квартала доходы выросли более чем на 50% относительно уровня
соответствующего периода прошлого
года. Это открывает дополнительные возможности для реализации значимых для государства проектов.
Разработанный базовый вариант прогноза
предполагает, что в следующие три
года рост ВВП составит порядка 2,3–2,4%
в год. Это будет обеспечено увеличением внутреннего
спроса.
Подробнее о сценарных
условиях и основных параметрах прогноза расскажет Министр экономического
развития Максим Геннадьевич Решетников.
Пожалуйста, Максим
Геннадьевич, Вам слово.
М.Решетников: Уважаемый Михаил
Владимирович! Уважаемые коллеги!
На первом этапе нового
бюджетного цикла мы, как Вы и отметили, сформировали сценарные условия и основные параметры прогноза на ближайшую трёхлетку.
Напомню, что по итогам прошлого года экономика выросла на 3,6%. В начале этого года мы видим, что рост
продолжился. Более того, цифры по февралю,
которые Вы назвали, говорят о том, что он в общем усиливается.
Высокими темпами развиваются ключевые отрасли:
обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, общепит, транспорт, туризм.
С учётом текущей динамики мы ожидаем рост ВВП в 2024 году на 2,8%. Номинальный объём ВВП
оценивается более чем в 191 трлн рублей, что на 11,5 трлн рублей больше, чем мы
ожидали в сентябре прошлого года.
Основным фактором роста остаётся внутренний потребительский и инвестиционный спрос.
Рост инвестиций на текущий год прогнозируем на уровне 2,3%. Оценку по сравнению с сентябрём мы не изменили, но база прошлого года оказалась выше. Напомню, что по итогам прошлого года у нас наблюдается рекордный
рост инвестиций – на 9,8%.
В текущем году сохранится высокая потребительская
активность. Мы ожидаем рост розничной торговли в реальном
выражении на 7,7%, платных услуг – на 5,1%. Более
высокие темпы роста потребления обеспечиваются прежде всего ростом собственного производства.
Потребительская активность является следствием роста
доходов населения. В 2024 году денежные
доходы увеличатся на 5,3% в реальном выражении и на 12,3% – в номинальном выражении.
Основной фактор роста
доходов – это заработные платы. Ожидаем рост на 6,5% в реальном выражении.
Безработица сохранится
на уровне не выше 3%.
По инфляции. Закладываем замедление к концу года до 5,1%. Напомню, что по концу
прошлого года уровень инфляции был 7,4%. То есть
идёт снижение.
Среднегодовой курс рубля ожидаем
на уровне 94,7 рубля за доллар.
В 2025–2027 годах мы
ожидаем продолжение устойчивого роста экономики на уровне 2,3–2,4% в год. И к 2027 году номинальный ВВП превысит
237 трлн рублей.
Рост инвестиций прогнозируем
в среднем на 3% в год, рост потребительской
активности – на 3,7%.
Реальные доходы населения будут расти средним темпом – около 3%.
Сальдо торгового баланса будет постепенно
увеличиваться за счёт опережающего роста экспорта
при более сдержанном росте импорта.
Курс рубля будет
ослабляться в соответствии с инфляционным дифференциалом, реальный эффективный
курс рубля останется стабильным.
По инфляции ожидаем выход в 2025 году на целевой
уровень Банка России в 4%.
Сохраняются и риски.
Со стороны внешних условий это
прежде всего замедление мировой экономики в целом
и экономик стран – основных торговых партнёров России,
а также продолжение санкционного давления. Внутренние риски связаны прежде
всего с достаточностью внутреннего предложения в условиях ограничения рынка труда. Реализация этих рисков
учтена в консервативном сценарии, который, в соответствии с порядком, тоже
предложен.
Представленный же базовый вариант прогноза является реалистичным. Он учитывает все
реализуемые и планируемые Правительством меры, в том числе в рамках новых национальных проектов, которые
поручено разработать Президентом страны. Это развитие отечественной
промышленности и проекты технологического
суверенитета в станкостроении, авиастроении, микроэлектронике, судостроении, медицинских технологиях, энергетике, космосе и других отраслях; поддержка инвестиционной активности,
включая льготное кредитование приоритетных проектов и приоритетных отраслей;
активное участие институтов развития; развитие
таксономии проектов технологического суверенитета;
развитие фабрики проектного финансирования; использование механизмов соглашений
о защите и поощрении капитальных вложений, СПИК,
государственно-частного партнёрства, концессий и других;
активная региональная политика, включая развитие геостратегических территорий;
поддержка регионов с недостаточным экономическим
потенциалом; стимулирование инвестиционной активности через механизмы инфраструктурного меню.
Также учитывается повышение
гибкости рынка труда за счёт активной подготовки и переподготовки кадров и мер, которые предусмотрены: повышение
участия в рабочей силе со стороны молодёжи;
снятие избыточных барьеров на рынке труда; повышение производительности труда в тех отраслях, где она недостаточна; поддержка
экспорта, прежде всего несырьевого
неэнергетического; развитие транспортной инфраструктуры в целом, что позволит
улучшить связанность внутри страны, мобильность
населения, а также улучшить логистику внешней торговли;
поддержка малого и среднего бизнеса и другие меры, связанные с развитием
экономики предложения, развитием инфраструктуры и повышением благосостояния населения.
Михаил Владимирович, предлагаю
одобрить представленные сценарные условия, принять базовый вариант в качестве основного для разработки прогноза
социально-экономического развития и проектировок
федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
М.Мишустин: Спасибо, Максим Геннадьевич.
Без сомнения, рассмотрение
сценарных условий – это значимый этап в рамках
бюджетного процесса. Теперь на основании прогноза
и других, не менее важных документов стратегического планирования Министерству
финансов совместно со всеми ведомствами нужно сформировать параметры бюджета на следующие три года, где важно учесть необходимое финансирование для национальных проектов,
государственных программ и направлений, которые были обозначены Президентом в послании. Чтобы люди получали необходимую поддержку – все социальные
меры должны быть учтены, – а экономика и промышленность продолжали развиваться.
1.
О сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, основных параметрах
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых
изменениях цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих
регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2025 год и на плановый
период 2026 и 2027 годов
Решения
Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации М.Г.Решетникова
по данному вопросу.
2. Одобрить
сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые
изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих
регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2025 год и на плановый
период 2026 и 2027 годов, приняв базовый вариант за основу при разработке прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации и проектировок федерального
бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2.
О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения o свободной торговле между
Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, c одной стороны, и Исламской Республикой Иран, c другой стороны»
Законопроект
направлен на завершение внутригосударственных процедур.
Решение Правительства:
Одобрить проект
федерального закона «О ратификации Соглашения o свободной торговле между Евразийским
экономическим союзом и его государствами-членами, c одной стороны, и Исламской Республикой
Иран, c другой стороны» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона
“О национальной платёжной системе„»
Законопроект
направлен, в частности, на уточнение требований к содержанию реквизитов перевода,
указываемых в распоряжении клиента при осуществлении перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов.
Решение Правительства:
Одобрить проект
федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона “О национальной
платёжной системе„» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона
“О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств
по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132
Федерального закона «Об актах гражданского состояния»„»
Проект закона
направлен на оказание государственной поддержки многодетным семьям в рамках реализации
положений Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля
2024 года.
Решение Правительства:
Одобрить проект
федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132
Федерального закона «Об актах гражданского состояния»„» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5.
О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по контролю за алкогольным
и табачным рынками и Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным
имуществом
Проект акта
направлен на противодействие нелегальному рынку табачной и никотинсодержащей продукции.
Решение Правительства:
Принять проект
постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
6.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам
государственного регулирования сферы производства, переработки и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней (в части внесения изменений в Положение о Федеральной
пробирной палате)
Проект
акта направлен на совершенствование правового регулирования отрасли драгоценных
металлов и драгоценных камней и уточнение полномочий Федеральной пробирной палаты
в сфере федерального государственного пробирного надзора.
Решение Правительства:
Принять проект
постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного
кодекса Российской Федерации»
Законопроект
направлен на сокращение инвестиционно-строительного цикла.
Решение Правительства:
Одобрить проект
федерального закона «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса
Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8.
О признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской
Федерации от 18 ноября 2013 года №1038 (в части внесения изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации)
Проект акта
направлен на приведение Положения о Минстрое России в соответствие с Федеральным
законом от 25 декабря 2023 года №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
“Технический регламент о безопасности зданий и сооружений„ и отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
Решение Правительства:
Принять проект
постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
9.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части
внесения изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации)
Проект акта
направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с реализацией
права владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала при их направлении на улучшение жилищных условий.
Решение Правительства:
Принять проект
постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
10.
О выделении Минстрою России в 2024 году из резервного фонда Правительства Российской
Федерации бюджетных ассигнований в целях предоставления иного межбюджетного трансферта
из федерального бюджета бюджету Приморского края на возмещение понесённых бюджетом
Приморского края затрат, направленных на финансовое обеспечение реализации мер социальной
поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате
чрезвычайной ситуации, обусловленной прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических
явлений в августе 2023 года на территории Приморского края
Решение Правительства:
Принять проект
распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 129 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации»
Законопроектом
предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс положениями, предусматривающими
возможность удовлетворения в порядке искового производства требований взыскателя
алиментов на несовершеннолетних детей за период, за который алименты подлежали взысканию
согласно судебному приказу.
Решение Правительства:
Одобрить проект
федерального закона «О внесении изменения в статью 129 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
12.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части
отнесения задач Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства
и потребления к компетенции Правительственной комиссии по вопросам природопользования
и охраны окружающей среды)
Решение Правительства:
Принять проект
постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
13.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в части
внесения изменений в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию и Положение
о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации)
Проект постановления
направлен на реализацию положений Федерального закона от 12 декабря 2023 года №76-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах„», Федерального закона
от 25 декабря 2023 года №656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
“О недрах„», Федерального закона от 25 декабря 2023 года №77-ФЗ «О внесении изменений
в Закон Российской Федерации “О недрах„ и статью 161 Федерального закона
“Об охране окружающей среды„».
Решение Правительства:
Принять проект
постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
14.
О выделении Минтрансу России в 2024 году из резервного фонда Правительства Российской
Федерации бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объект
капитального строительства государственной собственности Российской Федерации «Реконструкция
аэропортового комплекса Балаково (Саратовская область)»
Вопрос о восстановлении
аэропорта Балаково проработан Минтрансом России в рамках поручения Председателя
Правительства Михаила Мишустина.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.